Если балет – то Поклитару

«Киев модерн-балет» – это высокохудожественно, эмоционально, интеллигентно, и наконец – красиво. Увидев его единожды, вы с 99% гарантией вернетесь еще не раз (оставим этот один несчастный процент для парочки снобов). Оригинальные режиссерские находки, отдельные элементы танца, актерский состав, целостность повествования, костюмы, декорации, музыка –  в постановках Раду Поклитару все это на высоте. И хотя балет, а особенно модерн-балет — это, безусловно, высокое искусство, а как говорил бессмертный Робин Уильямс это еще и «мужчины в таких тесных трико, что можно определить их вероисповедание». Находясь в зале на просмотре постановки Поклитару, вы  не почувствуете себя не в своей тарелке. За период своего существования «Киев модерн-балет» было поставлено 20 спектаклей. Редакция Cedra  позволила себе выбрать пять самых любимых и интересных из них.

Кармен ТВ, 2006

Первый спектакль: Кармен

Первый спектакль «Киев модерн-балет» как будто бы поставил перед собой задачу доказать всем и вся, что классика может найти современное звучание, и при этом не запятнать своей репутации. Балет в двух сериях  (по выражению режиссера), традиционно, на музыку Жоржа Бизе.

Чем же Кармен Поклитару отличается от сотен тысяч других добротных постановок этой вечной истории? Прежде всего, она (на самом-то деле) может оказаться намного ближе к оригиналу Проспера Мериме, чем вы могли себе представить. Персонажем-катализатором действия здесь выступает бывшая невеста Хосе — Микаэла.  Она, как и все остальные действущие лица, предстанет перед нами в таком знакомом, и одновременно совершенно неузнаваемом обличье. И вы с самого начала почувствуете иронию названия.

Да-да, эта страстная брутальная история действительно напомнит вам уже ставшие классикой латиноамериканские сериалы. Костюмы, декорации, движения танцоров оказываются неожиданно созвучными с 21-ым веком, но музыка Бизе, которая все же являет основу постановки, изобличает классическую и всем известную историю. Не ожидайте увидеть традиционную Кармен, идя на эту постановку. У Раду Поклитару свои традиции, своя классика, и «Кармен ТВ» — это совершенно новый спектакль.

Дождь,  2007

Второй спектакль: Дождь

Национальные новеллы – именно так представлена зрителям эта постановка. Авторская концепция  проста, как и все гениальное: различные нации объединяют общечеловеческие ценности. «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха объединяет в целостное произведение на первый взгляд такие разные национальные балетные фрески. Этно-музыка, специфические костюмы, даже движения дают зрителю безошибочно угадать о какой стране или же крае пойдет речь. Каждый танец, будь то дуэт, трио или соло, рассказывает о жизнях людей в разных странах, о их переживаниях, судьбах, философии, культуре. Такие разные и неповторимые все они, когда история заканчивается, растворяются в толпе. Сливаются с окружением и становятся частью чего-то большего, чем сообщество, народность, нация. Они граждане мира. Хореографические миниатюры, по словам самого Поклитару, это musthave каждой балетной труппы.

In pivo veritas, 2011

Третий спектакль: In pivo veritas

Одноактный балет скорее сборник миниатюр, обьедененных одной сценой, одними декорациями, и собственно, одними актерами. Ирландские и шотландские народне песни, а также музика Ренессанса погружает нас в атмосферу средневекового паба. Видавший виды и явно (по сценарию!) не очень трезвый шотландец в своем чисто шотландском стиле, ни с того не с сего, начинает размахивать мечем : его напугал типичный для тех краев раскат грома. Он тратит на это движение столько сил, что в результате засыпает за столом прямо в пабе. Тут то и начинается основное действие. На сцене появляються молодые люди, затевающие большую гулянку, практически не обращая внимания на воинственного горца (который, в течении всей постановки мирно хропит на сцене).

Перетаскивание ящиков с пивом по сцене, разгуливание, отдыхающих во время главного действия, танцоров на заднем плане  и танцы напоминающие скорее набор не связаных между собой движений вначале могут вызвать у зрителя некую сонливость (как у главного героя постановки!)  и ощущение полного хаоса всего происходящего. Да, действительно, этот балет больше напоминает репетицию, где танцоры, как будто бы, соревнуются друг с другом в своем балетном мастерстве. Поклитару назвал этот балет одной из первых своих постановок, не смотря на относительную недавность киевской премьеры. И таки да. Именно в этом балете чувствуется молодость, необузданость таланта режисера, желание поставить все сразу, и одновременно четко виден колоссальный художественный потенциал.

Лебединое озеро, 2013

Четвертый спектакль: Лебединое озеро

У каждого писателя есть своя «Война и мир», у художника – «Мона Лиза», у музыканта – «Ода к радости», ну а у режиссера балета – свое «Лебединое озеро». Это неизбежно. Но только главный посыл Поклитару в этой постановке больше схож с андресоновским «Гадким утенком»: «маленький белый лебедь живёт в каждом из нас, просто у одних он заметен, а другие даже не догадываются о его существовании». Но еще отчетливей в спектакле прочитывается история чудовища Франкенштейна, только в отличие от персонажа Мери Шелли, наш подопытный вызывает только жалость, сочувствие и ощущение неминуемой трагедии.  Замечательные декорации от Андрея Злобина открывают перед зрителем сказочный и жуткий мир злого гения, умеющего переделывать сущности живых существ.

Не изменяя своей художественной привычке, Раду полностью переписал классический сюжет. Это не история о любви, это история о том, как важно быть собой, быть честным, жить своей собственной жизнью, ценить и ощущать свою свободу, и о том, как это страшно, осознать, что это всего этого у тебя нет.

Вверх по реке, 2017

Пятый спектакль: Вверх по реке

Совершенно волшебный спектакль. И на наш скромный взгляд – вершина режиссерского таланта Поклитару (на день написания этой статьи, конечно же). Сюжет «Истории Бенджамина Баттона» здесь тесно переплетен с классическим гетевским «Фаустом». Это мрачная сказка, с плохим концом. Музыка Александра Родина полностью соответствует канве повествования. Нервы зрителей натянуты от первой и до последней минуты. Главный герой трансформируется из старика в маленького мальчика, пройдя целый жизненный путь. В постановке эмоционально и одновременно очень точно переданы этапы взросления, или в нашем случае омоложения главного героя: любовь, предательство, радость, утрата, и наконец, смерть. Сцена заполнена от края до края, актеры появляются из неоткуда и исчезают в никуда, сменяют друг друга с такой ловкостью и быстротой, что порой задумываешься, а реальны ли они вообще? Особенной магии добавляет постановке игра со светом  — интересные режиссерские решения не раз заставляют зал вздрагивать. Харизматичные танцоры полностью перевоплощаются в своих персонажей. Яркая и страшная концовка никого не оставит равнодушным.

P.S

Лично Cedra советует: смотрите тандем из двух балетов – «In pivo veritas» и «Вверх по реке». Прекрасная комбинация как нельзя лучше иллюстрирует развитие режиссерского таланта Раду. Его искусство растет, развивается, мудреет (заметьте, никак не стареет) вместе с ним.

Cedra повезло: мы попали именно на такой тандем. А в перерыве еще и посмотрели документальную короткометражку о «Киев модерн-балет», а именно о репетициях спектакля «Вверх по реке». И пусть фильм многое проспойлерит  тем, кто не видел указанную постановку ранее, он все же приоткрывает кулисы балета и очень здорово подчеркивает разные грани личности Поклитару.

На балете побывала Катя Потапенко. Фотографии: Lb.ua, jetsetter.ua, сайта Киевского театра оперы и балета для детей и юношества.

 

 

Один комментарий к записи «Если балет – то Поклитару»

  1. Пингбэк: Вариации жизни: Новая постановка Киев модерн-балет | CEDRA

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *