Что если не Хэллоуин, или аналоги праздника в мировых культурах

Хэллоуин чужд для наших просторов. Многие до сих пор не привыкли (да и не хотят привыкать) к этому «американскому» явлению. Но благодаря умелой, а местами и навязчивой, рекламной кампании, он постепенно внедряется в мировую культуру. Одни только голливудские фильмы и сопутствующая им продукция чего стоят. И все же сюжеты с колядками и переодеваниями встречаются во многих странах, хотя и не всегда 31 октября.

На западе все началось давным-давно с друидов и Самайна. Этот праздник был жутковатым, но веселым. День перехода от осени к зиме, праздник собранного урожая и веселья. Ночью грань между миром живых и мертвых становилась тоньше, но кельты устраивали в канун 1 ноября веселые пиршества. Не обходилось и без жертвоприношений, чтобы задобрить богов и духов на следующий год. Так, римские историки писали о «приношении в жертву первенцев». Как оказалось, не детей, но домашнего скота. Еще в этот день по преданию правителям обязательно нужно было участвовать в гуляниях, иначе их ждала бы беда – это был день смерти королей. Легендарный кельтский воин Кухулин умер как раз в канун Самайна.

Название «Хэллоуин» появилось в XVI веке. Оно родом из Шотландии, это сокращение от «All-Hallows-Even». Примерно в это же время появилась и традиция выпрашивать сладости и носить с собой фонарь Джека-тыквенную-голову. А вот жутковатые наряды – это уже XIX – начало XX века.

День всех святых в католицизме – 31 октября – в итоге стал куда более мрачным празднеством. С нечистью уже не плясали – от нее начали прятаться. Потому строгие северные католики, в основном ирландские, закрывались в эту мрачную ночь дома и не пускали никого на порог. Даже родственников или соседей. Ведь именно в эту ночь на улице выли не ветры, а Банши, и в окна скреблись не ветки, а злые лесные духи.

На наших, православных просторах, Канун всех святых – это 8-й день после Пасхи. И, как известно, мы не наряжаемся и не клянчим сладости.

Но что же, если не Хэллоуин?

В нашей традиционной культуре колядки и сладости – это рождественские праздники. Да и наши вертепы, особенно на западной Украине, выглядели всегда куда страшнее, чем западные вампиры-оборотни.

С колядками по домам путешествуют все: дети и взрослые. Они бывают не только на религиозную тематику, но даже в большей мере с элементами аграрной магии. Конечно, переодевание в этот праздник давно ушло на второй план. Но традиция не слишком далека от Хэллоуина. Согласно правилам, колядовать в ночь перед Рождеством ходили вертепом – импровизированным театральным шествием. Кстати, на наших территориях именно канун Рождества был вечером свободного путешествия нечисти по миру. У чертов, по Гоголю, это была последняя ночь – возможность собрать достаточно душ. В вертепе обязательно должны быть: ангел, пастух, три царя, черт, смерть, царь Ирод и его воины, казак и другие. Сюжет импровизированных пьес – легенда о рождении Иисуса Христа. Очень часто с вертепом водят козу (человека в костюме этого животного).

Взято с istpravda.com.ua/articles/2011/01/12/13866/

Еще один славянский праздник, который может отдаленно напоминать Хэллоуин – «Ивана Купала». Плетение венков, прыжки через костер, но самое важное – поиски цветка папоротника. Отправляться на этот квест нужно в лес. В ночь с 6 на 7 июля. И если вам посчастливится найти цветок, то по поверью сбудется самое заветное желание. Но уходить из леса нужно не оборачиваясь, даже если за вами послышаться шаги, даже если кто-то будет звать. Согласно одной из легенд вас могут одурачить мавки – прекрасные, но жестокие лесные духи. У этих барышень нет спины и можно рассмотреть все внутренние органы. Кстати, отличная идея наряда на Хэллоуин.

В общем и целом, славянская культура не скупиться на жутких монстров и страшные легенды.

День Мертвых в Мексике

В 2003 году этот праздник был занесен в список ЮНЕСКО нематериального наследия человечества. Яркий, легкий и очень позитивный праздник смерти. Мексиканцы в ночь с 1 (День всех святых) на 2 ноября (День всех душ) наряжаются нечистью, с скелетами. Они почитают Калаверу Катрину – Миктлансиуатль – почтенная богиня смерти в юбке из гремучих змей. Она совершенно е злая, а даже очень позитивная и симпатичная, хотя и с черепом вместо головы. История праздника восходит к ацтекам и майя: по их поверьям, раз в год души усопших навещают этот мир, чтобы пообщаться с родственниками и друзьями.

Взято с http://fishki.net/1723475-den-mertvyh—tradicionnyj-prazdnik-latinoamerikancev.html

В этот день по Мексике бродят не темные силы, а души друзей и родственников. Многие в этот день посещают кладбища, приносят подношения на могилы родных и близких. Отдаленно напоминает славянские гробки (радоница) — поминальные дни в первое воскресенье после Пасхи. Только без карнавала и разукрашенных лиц.

Проголодавшиеся духи Китая

Фестиваль голодных духов проходит не только в Китае, но так же по всему миру, где проживают представители этой древней цивилизации. Отмечают его обычно летом – на 15-ый день 7-го лунного китайского календаря. Китайцы верят, что именно в этот период духи умерших предков могут путешествовать между мирами. Интересно, что у них есть аналоги поминальных дней весной и осенью. Но именно в эти фестивальные дни души умерших стремятся наказать тех родственников, которые не слишком усердно молятся за их покой.

Потому умершим в этот праздник дарят символы богатства – деньги, украшения, и даже машины или дома. Правда все это приходится сжигать на ритуальном костре, потому машины изготовляют из папье-маше. Люди верят, что превратившись в пепел, все эти предметы воплотятся в загробном мире в виде настоящей роскоши. Гостям с того света оставляют в этот день место за праздничным столом и зажигают небесные фонарики, чтобы они осветили душе обратную дорогу, по окончанию вечера.

Еще капризных духов может разозлить куча мелочей, например красная одежда, сэлфи (да-да, фото – это один из запретов праздника). И деньги на дороге лучше не подбирать.

Демоны, к столу

Япония как и Китай трепетно относится к почитанию предков. Важный праздник, когда они чтут ушедших и посещают их могилки – День весеннего равноденствия – Хиган (21 марта). Это государственный праздник, праздник любви и почтения природы. Это день превознесения жизни, но в то же время принято убирать могилки, готовить ритуальную пищу мертвым родственникам и не есть мяса. Зеркальное отражение этого праздника – День осеннего равноденствия (23 сентября) – день почтения мертвых.

Взято с travelcalendar.ru/prazdnik-obon-v-yaponii

А вот точный аналог мексиканского Дня Мертвых – Обон (13-15 августа). Это дни, когда души ушедших возвращаются в мир живых. Еще это праздник фонарей, которые зажигают, дабы души усопших могли найти дорогу домой, к живым. К вечеру в парках можно увидеть специальный исполняющийся под звуки фольклорной музыки и пения танец — бон одори — призванный успокоить души предков.  Наряд для праздника – юката – традиционная японская одежда.

Еще стоит отметить милый праздник Сэцубун (3 февраля). В этот день, отмечая начало весны, бросают жареные бобы из дома и проговаривают «демоны снаружи, благополучие в доме». А в некоторых регионах демонов даже приглашают к столу.

В конце концов, если разобраться, Хэллоуин и вариации свойственны любой мировой культуре. Все зависит от исторических отношений с загробным миром. Если у азиатов и мексиканцев связь с предками сильна, то и от духов они будут ожидать в основном хорошего. А вот европейской и американской культурам, почему-то, очень нравится ждать зомби-апокалипсиса или нашествия монстров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *