О Жизни, Вселенной и всем остальном: Балет «Вариации жизни». Мнение

Постановки Киев модерн балета отличаются от классических спектаклей тем, что здесь движения и лица представляют равный интерес. Полное единение музыки, постановки, движений, эмоций, невероятное взаимопонимание хореографа и артистов балета. За эту целостность можно простить все. Именно она заряжает зрителя и утверждает балетную труппу в статусе профессионалов. Редакции Cedra посчастливилось побывать на премьере постановке «Вариации жизни» 15 ноября. 

Прочувствовать всю красоту постановки наши читатели могут благодаря прекрасным работам художницы-фотографа Merien Morey

Катя Потапенко о целостности и мощи

Анна Герус — достойный пример поколения молодых хореографов. Ее «Вариации жизни» могут тронуть сердце даже самого снобистского критика. А Киев модерн балет прожил эти вариации на сцене сполна.

Колористика божественна. Сочетания цветов доминирующих на сцене, минимализм и одновременно красочность костюмов и декораций вместе с талантливо подобранным музыкальным сопровождением обладает у Герус каким-то особенным магнетизмом. Зритель (в хорошем смысле) не может удержать нижнюю челюсть от падения на первых шагах, и не захлопывает ее до самого финала.

Сердца зрителей от начала и до конца бьются в унисон с сердцами артистов. Это мастерство. Кольцевое обрамление постановки как бы цементирует идею автора.

Вариации жизни выглядят монолитно, продуманно, лейтмотив повествования не теряется, артисты труппы переживают его на сцене, а публика  в зрительном зале.

Выход персонажей с оркестровой ямы, волшебный костюм времени, с которого сыплется пыль, совершенно магическим образом – это создает настроение, создает впечатление. И хочется увидеть его снова.

А еще больше хочется увидеть, что же еще придумает Анна в следующий раз, ведь планка, поставленная ею для себя самой, очень высока.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Мариами Губианури о жажде открытий и чувств

Каково это — чувствовать боль, радость, страдание, искать наслаждение и смысл, каждую минуту вспоминая, что ты смертен? Действия вопреки этому страшному знанию принимают хаотичный и рискованный характер, но именно они делают нас людьми: бессильными перед лицом смерти, но полными жажды открытий и чувств.

Постановка Анны Герус рассказывает историю сотворения мира и человека, их взаимную любовь и ненависть. На сцене в белом одеянии напоминает о себе Время, шагают озадаченные люди, гордой, и в то же время мягкой и неуверенной поступью появляется и исчезает Жизнь.

Несмотря на особенную роль Времени и Жизни, главными героями и героинями балета все-таки становятся люди. Они объединяются, устраивают войны, влюбляются, остаются наедине со своими страхами и страстями. Но, что самое важное, — они постоянно находятся в движении, неудержимом и неосторожном. Их Вавилонская башня рушиться, но где гарантия, что она не будет возведена вновь? В неудачных попытках, в бесплодных поисках, в спонтанных порывах балет обличает красоту человеческого несовершенства, устремленного к вечности и истине, но вынужденного постоянно спотыкаться и начинать заново.

История (притча, размышления, — это все условности) рассказана посредством чувственного танца и музыки Генри Перселла, Альфреда Шнитке, Макса Рихтера, Оулавюра Арнальдса и Стефана Андерсoна. Минимализм в цветовой гамме и талантливо поставленное освещение превращают картину в целостное, законченное произведение.

И все же, Анне Герус удалось создать балет, суть которого не ограничилась обсуждением профессионализма танцоров. Именно в этом открытии и проявляется отличительная черта искусства.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Анна Герус, «Жизнь», постановщик, хореограф, автор либретто и костюмов

Об идее

История о жизни, о смерти, о времени. Не только о нашем месте во Вселенной, но и о понимании того, что ничто не уходит в небытие.

Изначально я думала сделать мини-балет минут на 17-20, представляла себе дует. Меня пригласили в Тайпей на Гала-концерт звезд мирового балета и заявили, что хотят увидеть мое соло. Номер вышел успешным, просмотрев видео, я поняла, что хочу большего. Месяца три думала о том, что именно хочу рассказать. Я не спешила, у меня не было никаких сроков.

А потом муж включил мне музыку Макса Рихтера «Ноябрь». В постановке присутствуют композиции многих авторов, но для меня это цельное полотно. Мой любимый момент, как артистки, в этом балете — финальный выход под произведение Макса Рихтера «Maria the poet» со стихами Марины Цветаевой. Благодаря его «Ноябрю» я увидела структуру балета, количество пар, сюжет, а вот посыл на создание балета возник у меня благодаря этой музыкальной композиции. А произведение Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»: подобные мысли посещали меня с юношества, и меня оно очень впечатлило и вдохновило. То, что это можно выразить в словах.

Мне бы хотелось чтобы театр, танец имел смысл. И есть много драматических постановок, где это встречается. И в то же время современная тенденция — давящее искусство, подавляющее человека. Много печальных сюжетов, показывающих насколько все плохо. И человек не получает никакого вдохновения для того, чтобы жить дальше, что-то поменять. Мне хотелось создать эмоциональный посыл, но не осуждать или судить, а рассказать, что жизнь прекрасна. Нужно находить в себе силы и цепляться за эту красоту.

О костюмах и планах

Мы сами спонсируем свои проекты. Но в плане постановки я получила полностью то, что хотела. Одно дело — костюмы: можно взять дорогой шелк, или же материал попроще, но который со сцены будет выглядеть даже более выигрышно. Образы разработаны мной. Важно было создать не только интересный концепт. Костюмы должны быть удобными для танцоров: чтобы ткани «дышали», были более натуральными и не сковывали движений.  Оксана Никитина разбирается в пошиве — взяла на себя роль технолога.

Это первый мой одноактный балет.  Уже готовы две части нового произведения, минут 12 спектакля уже поставлено. Пока работа приостановлена из-за большой загрузки, но в феврале-марте 2018 года надеемся показать спектакль.

В новом балете я вывела себя во второй состав. Мы сделаем несколько спектаклей, а потом, может быть, я станцую. И танцевать одну из ведущих партий, и быть постановщиком одновременно — очень тяжело. Есть такой момент расщепления, — когда ты артист, это одно физиологическое и психологическое состояние. А когда ты постановщик, — то это совершенно другое — ты отвечаешь за людей, ты творец. Танцовщик в определенной мере эгоист: для него важно все, что он чувствует, где он находится. Когда ты выходишь в балетмейстеры, то о себе вообще не думаешь. Важно, чтобы людям было хорошо, чтобы у всех все получилось.

Петр Наку, «Время»

Я играю Время. Рассказываю о том,  как Время проживает Жизнь, а Жизнь проживает Время. Но каждый зритель должен понять и увидеть что-то свое. Думаю, нужно полностью раствориться в атмосфере спектакля, не включая ключи разума.

Я люблю саму атмосферу, ощущение бытия и происходящего. Мне очень нравится сцена людей. Под музыку Рихтера «Ноябрь». Прекраснейшая выстроенная сцена жизненных ситуаций. Я частичка этого действа. Маленькая форма, которая создает атмосферу вместе со всеми остальными.

Люблю растворяться в атмосфере, купаться в этом всем. Остается чувство, которое невозможно описать. Нечто мощное, в чем не хочу копаться, потому что это что-то, что нужно пережить. Оно не требует логических заключений.

Светлана Вечирка, «Девушка»

Много маленьких историй людей и пар, которые мы показываем не сюжетом, а скорее образом. Я танцую партию человека, Девушки. Мы с партнером рассказываем историю своих непростых взаимоотношений. Между нами происходит драма, понятная только нам, и мы пытаемся ее раскрыть зрителю. Еще «говорим» о жизни, от начала и до финала. Жизнь, она идет своим чередом, а Время забирает нас в космос.

Любимый момент в постановке —  самое начало, там еще нет танца. Мы показываем зарождение жизни. Очень красивый момент с фонариками — нашими маленькими душами, которые только начинают зарождаться. И Музыка звучит прекрасная. Это очень светлый момент, но мне всегда немножечко грустно.

Очень интересно было работать над этим сюжетом и передавать все эти образы. Хореография не говорит прямо, но каждый зритель может вынести для себя совершенно другую историю. Не Время и Жизнь, а совершенно другие персонажи. А вот зритель должен получить энергетический посыл и почву для размышлений. Есть определенные образы, которые читаются, но всегда интересно восприятие других людей. Хочется чтобы зритель ушел не пустой, а с интересными идеями и вдохновением.

На балете побывали Катя Потапенко, Мариами Губианури и Даша Сухоставец. 

Фотографии: Merien Morey

3 комментария к записи «О Жизни, Вселенной и всем остальном: Балет «Вариации жизни». Мнение»

  1. Пингбэк: 5 причин познакомиться с «Автором»: Премьера постановка Украинского театра танца | CEDRA

  2. Пингбэк: О творце и творчестве: Балет «Автор». Мнение | CEDRA

  3. Пингбэк: Новий сезон: Ukrainian Dance Theatre — UDT | CEDRA

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *