Агата и ее убийства

Когда на широкие экраны вышла киноверсия «Великого Гэтсби» с мистером Ди в главной роли, издательства резко стали допечатывать тиражи Фицджеральда. То же произошло с Томасом Харди и его «Вдали от обезумевшей толпы», и «Милым другом» Мопассана.

В связи с выходом «Убийства в «Восточном экспрессе»» и предстоящим «Скрюченным домишкой» леди Агата резко передвинулась с пыльных полок с классикой на витрину бестселлеров. Скажем по правде: «экспресс» ведь откровенно не удался. Как, собственно, и упомянутые выше экранизации. Но сегодня цель Cedra не осудить нерадивых киношников, а отдать дань таланту матери одних из самих знаменитых сыщиков литературы.

Автор 68-ми детективных романов, Агата остается для нас загадкой. И хотя ее блестящая «Автобиография» и проливает некий свет на жизнь писательницы, она оставляет за собой право не быть раскрытой до конца. Cedra выбрала шесть любимых детективов из сонма книг Кристи, и решила перечитать.

 «Убийство Роджера Экройда»

 

Лучший детективный роман всех времен и народов. Нет, это не наша прихоть, это результат опроса Британской Ассоциации писателей криминального жанра среди «своих» — то есть авторов детективов. Третий роман в серии Эркюля Пуаро. Именно с ним Агата решила провернуть свой литературный эксперимент, бросив вызов основам классического детектива.

«Экройд» — это дневник одного из персонажей, а именно временного напарника сыщика. Ничего не напоминает? Дабы сохранить интригу скажем так: убийца остается нераскрытым. Не для читателя, конечно, а для общества в романе.

Да, можно много к чему придраться – к фантастическим совпадениям, изобретениям, притянутым за уши. Но мы ведь ценим Агату не за точное соответствие реальности, а за сказку, в которую она погружает читателя: мрачную, специфическую, взрослую, но сказку. После того, как убийца раскрыт, читателю остается подумать над другим вопросом – почему именно он? Что хотела сказать или доказать Кристи? Найти ответ на этот вопрос, пожалуй, интересней, чем угадать, кто убийца.

В легендарном сериале «Пуаро Агаты Кристи» персонажи были несколько изменены – сценаристы объясняют этот ход желанием немного упростить сюжет и сместить центр подозрений. И хотя, несмотря на это, экранизация все равно, пока что, лучшая из имеющихся, Cedra настоятельно рекомендует читать оригинал.

«Скрюченный домишко»

Возможно, один и самых обделенных вниманием читательской аудитории, но при этом один и самых закрученных детективов Агаты Кристи. Этот роман не входит не в серию Пуаро, не в серию мисс Марпл. Классическая для Кристи схема, но очень нетривиальный убийца. Убит глава семейства – богатый дед. События происходят в старинном неказистом особняке – скрюченном домишке. Подозреваемые – все до единого (или нет?) члены этого семейства.

Тайны этой семейки могли бы потянуть не на один сезон «Династии». Все персонажи прекрасно раскрыты, у каждого, традиционно, не просто скелет, а целая ватага скелетов в шкафу, которая вот-вот выломает двери.

Долгое время остававшаяся без достойной экранизации, книга терпеливо ждала своего режиссера. И вот, кажется, дождалась! Им стал француз – Жиль Паке-Бренер.  На днях этот потенциальный шедевр появится на экранах украинских кинотеатров. Остается только надеяться, что Гленн Клоуз не зря приняла в этом участие.

Итак, если вы соскучились по закрученным сюжетам, неординарным героям, и хотите потренировать свой мозг на чем-нибудь качественном – «Скрюченный домишко» будет для вас прекрасной находкой!

«Десять негритят»

Сама Агата признала именно этот роман лучшим своим творением. И даже написала по нему пьесу впоследствии. Лучший или нет – но вот самый известный – так точно!  Пожалуй, первый роман, который приходит в голову при упоминании имени Агаты Кристи.

Экранизации этого произведения (как и издания в США) получили из соображений политкорректности другое название «И никого не стало» (punch-line из известной считалочки), а все слова «негритята» соответственно были заменены на «индейцы».

Итак, классический пример «жизни на выбывание».  Десять незнакомцев приезжают по приглашению на одинокий остров, и один за другим начинают погибать. Как оказывается впоследствии, умирают все они не рандомно, а так же, как и негритята в детской считалочке, которая предусмотрительно висит в рамочке в комнате каждого из них.

Здесь читатель также оказывается перед выбором: осудить их, ведь они негодяи (каждый прямо или косвенно виновен в смерти невинных людей) или осудить человека, который вершит над ними правосудие – как и в «Убийстве в «Восточном экспрессе»». Полиция прибывает на место, когда все негритята мертвы.

В отличие от остальных произведений «Десять негритят» были удостоены множества экранизаций, и среди них даже придирчивая Cedra может отметить очень удачные.

Первые почему-то отличались от оригинала финалом, косившим под хеппи-энд, в котором двое персонажей остаются живыми. Но вот легендарный советский фильм Говорухина, не только оставил концовку, но и оригинальное название. Действительно, советские «Десять негритят» максимально близки сюжету, бонусом стали прекрасные крымские пейзажи, и мастерская игра актеров.

Повторить сей триумф, спустя почти 30 лет, удалось ВВС. Мини-сериал «И никого не стало» хоть и несколько отличается от оригинала, все же достоин его.

Идеальное убийство (еще одно сходство с «Экспрессом») – роман интересен не только закрученным сюжетом, но и бекграундом персонажей. Роль убийцы выполняет одна из жертв, оставаясь при этом за кадром. Все происходит не спонтанно, а по тщательно продуманной схеме.

«Убийство в „Восточном экспрессе“»

Пожалуй, второй по популярности среди романов Агаты Кристи. Несмотря на неординарного «многоликого убийцу», которого-то и убийцей назвать нельзя – именно здесь присутствуют все классические детективные ходы и клише. И закрытая комната, и трюки с переодеванием, и семейная тайна, и правша-левша, и подбрасывание улик, и даже суд присяжных.

Это дело было одним из самых сложных для легендарного Эркюля Пуаро, ведь взывало, прежде всего, к его моральным качествам, человеколюбию, и требовало пренебречь законом, что этому бельгийскому джентльмену давалось с особой сложностью.

История с главным убийством в романе – похищением ребенка семьи Армстронгов —  не была полностью выдуманной Агатой. Похожее преступление – похищение и убийство Чарльза Линдберга- младшего, сына американского летчика, который первым перелетел Атлантический океан в одиночку, случилось в 1932 году и долгое время не сходило с первых полос всех европейских и американских газет.

Конечно же, в конце, когда на Пуаро, месье Бука и доктора Константина падает моральный выбор – наказать ли убийцу Ретчетта, у читателя ответ сомнений не вызывает.

Персонажи прописаны замечательно, о личности убийцы в книге вы действительно не догадываетесь до самого конца. Захватывает в романе также множественность загадок – ведь интересно не только узнать, кто убийца, а кто вообще все эти люди.

Возможно, именно из-за удачности книги так сложно снять достойную экранизацию. Ведь  романы Агаты Кристи — не только загадки, и тайны, но и настоящие портреты эпохи.

Из четырех самых известных экранизаций этого произведения, Cedra традиционно ставит выше «ту, которая с Суше».

Первая, по-настоящему яркая, собрала целое созвездие – Ингрид Бергман, Шона Коннери, Ванессу Редгрейв. Но, как и самая свежая картина Кеннета Браны – не оправдала надежд. То ли читатели слишком хорошо представляют себе персонажей созданных Кристи, то ли Девид Суше недосягаемо прекрасен в роли Пуаро.

«Опасность дома на окраине» или же «Загадка Эндхауза»

Леди Агата считала это произведение одним из самых незначительных в своей карьере. Но, не смотря на это, оно полюбилось читателям за прекрасные пейзажи, описание жизни золотой молодежи, трагическую историю любви и захватывающие сюжетные ходы.

В центре сюжета молодая аристократка не единожды подвергавшаяся покушениям. Пуаро, как истинный джентльмен, решает защитить даму, так как покушение может увенчаться успехом и берется расследовать это дело. Оно усложняется убийством кузины главной героини, которую якобы перепутали с хозяйкой Эндхауза.

Как и в каждом произведение Кристи мотивы героев, как и их истинные лица, раскрываются ближе к оконцу произведения, и настолько завуалированы, что редкий проницательный читатель догадается «кто убийца» одновременно с Пуаро.

Серия, посвященная этой истории, есть в нашем любимом сериале з Девидом Суше. Именно эта история стала первой полноценной книгой, адаптированной для этого сериала, и еще и не влезла в одну серию. Сюжет экранизации не имеет существенных отличий от книги, кроме, разве что, места. Снимать «Эндхауз» почему-то решили в родном городке писательницы – Торки.

 «После похорон»

Как и «Скрюченный домишко», непопулярное произведение Кристи, но очень достойное. Агата и здесь использует свои любимые приемы, но от этого даже для преданных читателей разгадка романа не становится менее интересной.

Убит глава семьи, традиционно богач, родственники, близкие и далекие, собираются на похороны и остаются  в особняке или поблизости. Цепь необычных происшествий приводит к смерти еще одного члена семьи. Тут то и появляется гениальный (и уже известный персонажам в самом романе) сыщик — Эркюль Пуаро.

Сцены с переодеванием, спрятанными сокровищами, темными семейными тайнами– и конечно же справедливость торжествует, ведь Пуаро в деле. Но, как и в большинстве произведений, после отъезда детектива, оставшиеся в живых персонажи вряд ли счастливы. Кроме самого убийства, в центре произведения присутствует тайна, мотив, который придется по вкусу любителям искусства.

«После похорон» получила особенную серию в «Пуаро Агаты Кристи». И не только потому, что в одной из главных ролей там появляется Майкл Фасбендер, а и из-за нешуточной драмы, которая настолько приковывает внимание зрителя, что становится не важно, кто там убийца, а интересней «останутся ли они вместе». Нетрадиционно, почему то именно в этом случае сюжет серии во многом существенно отличается от издания, но сохраняет органичность и не выбивается из стиля Кристи.

Бонус: «Автобиография»

Да-да, мы не ошиблись. «Автобиографию» Агаты Кристи можно смело ставить в ряд с лучшими ее произведениями. Фонтанирующая самоиронией, откровенная и художественная она, если и не поможет читателю раскрывать загадки в детективах, то, по крайней мере, познакомит с Агатой и заставит восхищаться этой великой женщиной.

Именно из нее мы узнаем, как самый публикуемый автор после Шекспира  начал писать, побившись об заклад с любимой сестрой, как страх перед сценой помешал ей стать музыкантом, как работа медсестрой сделала Кристи самым грамотным «отравителем», про измену мужа, и новую любовь.

Жизнь Агаты так же не единожды становилась объектом внимания режиссеров – кроме документальных фильмов, она появлялась и в ряде художественных историй, среди которых «Агата» с Ванессой Редгрейв, «Убийство по книге», в котором Агата убивает Пуаро. И даже эпизод «Доктора Кто» — «Единорог и оса». И даже японское аниме. И корейская опера.

Оставляем вас с этим замечательным фото молодой Агаты с бегемотом-людоедом и нашей любимой ее цитатой:

У теперешней молодежи все время уходит на разговоры, работу, благосостояние трудящихся и судьбы мира. Конечно, это очень достойно, но я вас спрашиваю, разве это весело?

Живите весело и достигайте успеха. У Агаты это получилось!

Все прочитала и пересмотрела Катя Потапенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *