Разум остановить невозможно: Советы писателям от Алёны Лазуткиной

Алена Лазуткина, директор издательства BrandBookPublishing, книжный продюсер с 15-летним стажем поделилась со всеми алчущими знаний некоторыми аспектами издательской деятельности и лайфхаками по созданию и продвижению книжной продукции. Молодые и не очень авторы, графоманы, словоблуды и Cedra собрались послушать. И мы с уверенностью заявляем: если хотя бы часть из присутствующих на семинаре прислушается к советам Лазуткиной – в скором времени мы о них заговорим.

Семинар  поделен на 4 части:

  1. Рукопись (или что сделать, чтоб издатель вас заметил и ваша рукопись приглянулась ему с первого взгляда)
  2. Издание (или на что следует обратить внимание при заключении договора с издателем и в каких случаях лучше сразу идти в типографию)
  3. Реклама и выход в свет (или как продать тираж менее чем за год)
  4. Лучшая подборка проектов (или как стать брендом)

О рукописи

 «Рукопись – только 30% готовности вашей книги. Самая большая ошибка автора – поставить точку и решить, что это конец.  Поставили точку – отдохните месяцок, и забудьте, что эта книга вообще существует».

«То, что не написано, исправить невозможно».

«Будьте уверены, если ваша рукопись нам понравится – мы вас найдем».

О том, что писать

«Разрабатывайте мир отдельно. Ваш мир – это карта. Наполните ее деталями. Детали толкают вас на новые идеи. Детали должны дополнять образ персонажа. Стоит разложить историю на кусочки, расписывать каждый из них. Отдельно — эти куски могут быть полноценными произведениями».

«Углубляться в тексте в прошлое нужно ровно настолько, насколько оно влияет на настоящее».

«В любой современной книге есть несколько неожиданных поворотов».

«Книг для всех не бывает».

«Запомните, настоящий возраст вашего читателя   — /+ 5 лет от вашего возраста. Ну, от силы, 10».

О писательстве

«Быть писателем – это выбор».

«Это профессия, в которой будет скучно, в которой будут гнобить, просто потому, что творчество гнобить легко».

«После распада Союза мы потеряли книжных лидеров мнений. В наших головах вся ответственность осталась на издателе».

«Если вы начинаете писать как хобби, без глобального замысла, а просто потому, что вам захотелось выплеснуть что-либо на бумагу, подумайте: вам действительно так нужен тираж? Вы действительно хотите сделать писательство своей профессией? Возможно, вам просто нужно сбить охоту, пойти в типографию, отпечатать сотню экземпляров для друзей, для осознания того, что вы написали книгу?»

О псевдониме

 «Имя или псевдоним? Если фамилия слишком уж классическая, там, Коваленко, Петров, Пушкин —  однозначно псевдоним. Только если имя не Морфий. Согласитесь – Морфий Пушкин – звучит!»

«Хотя, вообще, я псевдонимы крайне не советую. Имя действительно следует менять только в том случае, если вы претендуете на мировую славу».

«Ни в коем случае не используйте программы для генерирования псевдонимов – у них у всех одинаковые алгоритмы, поиграйтесь лучше с собственной фамилией и простыми словами»

«Чем короче псевдоним – тем лучше. А если хотите псевдоним иностранное слово – то пусть оно будет не больше шести букв. И проследите, чтоб перевод не оказался ругательством».

Об оформлении книги

«Подойдите к внутренностям книги с идеей. Заказывайте иллюстратору полную книгу, а не только обложку или отдельные вставки. Пусть стиль книги будет ровным, тогда она будет выглядеть дороже и качественней».

«Полуцвет увеличивает стоимость книги в 2-3 раза».

«Сейчас в тренде минимализм. Все уходят от лиц на обложке».

«Ваша обложка должна смотреться издалека. А название, соответственно, читаться издалека».

«Название книги должно быть четким и желательно кратким. 2-3 слова, и это не должны быть распространенные слова. Хотите название на другом языке, экзотическое слово? Без проблем! Только с иностранным названием правило то же, что и с псевдонимом – не более шести букв».

О поэзии

«Если вы поэт, который не устраивает литературные вечера – я вас не издаю».

«Первое, что я советую поэтам – научится читать свои стихи. Заучите их на память».

«Если вы думаете, что готовы к публичному чтению – выйдете на Майдан, начните декламировать свои стихи. И если вокруг вас соберется двадцать человек (и соберется слушать, а не материть) – значит, вы готовы к настоящим выступлениям».

«В любом случае найдется кто-то, кто скажет: «что за бред?».

Об издателе и издательстве

«Как проконтролировать издателя? Да никак. Если издатель не захочет заплатить – он не заплатит. И автор ничего не сделает, ну, покричит в интернете».

«Поэзия дороже прозы. Мы только дошли до этого».

«Поэзия – это не текст. Это харизма и лицо автора».

«Если вы пишете художку – не занимайтесь самиздатом. Но вот если пишете тренинги, диеты там какие-то – смело идите в полиграфию, вам не нужен посредник».

«Розничные сети в систематике отказались от частных авторов».

«Функция издателя, на самом деле, возникает только после выхода книги».

«Хорошая книга издается 2-3 недели».

О языке

 «На тот момент, когда я начала работать – 95 % книг были российского производства. И у нас до сих пор на русском языке больше книг, не смотря ни на какие законы. У нас в украинском языке столько диалектов, что масс-маркет на украинском издавать невозможно. Ну не поймут лемковского автора в Киеве».

«Талант не имеет языка. Не имеет национальности. Если у вас крутой текст – пусть он будет, хоть на японском».

«Человек, который хочет кормить свой мозг – найдет, как это сделать».

«К сожалению, у нас нет тех финансовых мощностей, чтоб мировые бестселлеры переводились одномоментно».

«Сейчас в большинстве издательств ваш текст на русском не издадут».

О трендах

«Сейчас писательство вообще в тренде».

«Что в современной литературе делает продажи? Сюжет!».

«Что такое книжный продюссер? Маркетинговая фишка».

«Мировая книжная система устарела. Они все старые и дело не в возрасте, а в системе».

«Не гонитесь за трендами. Вы сами создатели трендов. Не пишите о том, о чем вы не знаете. Это рискованно, да и ненужно. Выбирайте то, что вам близко».

О деньгах

Как собрать деньги на книгу?

  • «Предпродажи. Я признаю, что книги моего издательства далеко не дешевые. И вероятность того, что «Ты просто WOW» Аниты Луценко и Светланы Фус купят в книжном где-то в захолустном городишке — крайне мала. Просто из-за стоимости (600 грн). Поэтому, такие книги, вероятней всего, будут заказывать те, кто знаком с другими работами автора, или же, если автор публичная личность»;
  • «Краудсорсинг — неплохая тема, но тоже не всем пойдет. Такой нюанс: если вам нужно было, например, собрать 20 000 грн, а вы собрали 19999 грн – проект закрывается. Деньги возвращаются вкладчикам. А что, вы ведь не добрали!»;
  • «Книга как платформа для рекламы. Для рекламы можно использовать форзацы. Почему-то, у нас редко к этому прибегают. Столько рекламной площади! И контекстная реклама, тоже хороший вариант. Поэты, например, могут использовать алкоголь в качестве спонсоров»;
  • «Продажа прав – издателю, или заграницу. Рискованный способ, тут возникает много вопросов…».

О правах  

«Продажа прав – очень размытое понятие. Вопрос первый, когда вы продаете права: что вы продаете? Первое, что вы должны помнить – роялти оплачивается каждый раз во время издания тиража. Роялти не от закупочной цены, а от средней розничной».

«По закону Украины – если текст изменен на 30% — это уже другой текст».

«С момента издания книги вся ответственность моя».

О пиратстве и электронных книгах

«Я в принципе против электронной версии книг в большинстве случаев. Это уменьшает время продажи книги на 5-10 лет. Изначально интернет поможет. Но если ваша книга одна из тысячи в книжном, то в интернете – одна из миллиарда».

«Пиратских книг после закона стало тысячи. Я не знаю такой книги, которая не имела бы пиратской копии».

«Разум остановить невозможно».

«Чего стоит ваш текст, если вы готовы выбросить его в интернет?».

«Я спалю типографию, которая издаст пиратские версии моих книг».

«Мы все знаем, кто пираты. Знают розничники, книжники, правоохранители. Мы знаем их фамилии и их лица».

О чем следует подумать

«Книг для всех не бывает. Вы пишете для тех, кто похож на вас».

«Советую любому автору придумать 10 автограф-подписей для книг. Коротких и чтобы были обязательно в вашем стиле, чтобы были узнаваемы. У меня вот, например,  узнаваемая фраза – «так-тук». Если лень писать – сделайте себе экслибрис».

«Писать каждый день. 15-20 минут. Заставляйте себя. Это важно».

О проектах

Проект «Почути» — это сборник поэзий современных украинских авторов, интерактивная книга, которая сочетает в себе тексты, написанные шрифтом Брайля, обычные печатные тексты, а также гиперссылки на видео, где авторы читают свои произведения, сопровождая их сурдопереводом. Каждый тридцатый в Украине имеет нарушения слухового аппарата. Проект поставил целью привлечь внимание общественности к ограничению прав слабослышащих, существующему в современном обществе. Участниками проекта стали Ваня Якимов, Юра Строкань, Леся Мудрак, Катя Бабкина, сама Лазуткина и другие.

 


Ваня Якимов и его проект  «Стихи. Письма», пожалуй, одно из самых громких явлений в современной украинской поэзии. Ваня возродил для киевской публики жанр тандема стихотворной формы и музыкальных произведений. Кто-то скажет: его надо слушать! Кто-то же, напротив, обвинит Якимова в излишнем пафосе при чтении стихотворений, и предпочтет текстовый вариант. В любом случае, книга будет полезна не только тем, кто знаком с творчеством Вани и бывал на концертах, но и для ценителей современной поэзии. Оформление тоже обращает на себя внимание. Нежный тон обложки, и графика от Лилит Саркисян вторят тону стихотворений и дополняют впечатление от книги.

Тамрико Шоли «Внутри мужчины», «Внутри женщины» — победа украинской литературы, по словам Алены Лазуткиной. Этот проект является собранием откровенных интервью, проведенных журналисткой Шоли. По словам автора, как правило, цель интервью и полученный результат совершенно не совпадали, хотя последний и превосходил все ожидания. Разговоры, которые стали откровением и для автора, были собраны в два тематических сборника для длинных вечеров и периода самокопания.

Наиль Муратов «Сиртаки. Психопат». Две остросюжетные повести – триллер и детектив, жанры, редко встречающиеся в украинской литературе. Тем более, еще один повод для того, чтобы окунутся в мир преступности, и пощекотать нервишки и мозгишки в ожидании развязки, которая обещает быть неожиданной.

Суммируя все изложенное выше: побывать на семинаре Лазуткиной всем, кто связан (или хочет быть связанным) с литературным творчеством – однозначно стоит. 10 часов полезного и захватывающего монолога, еще и возможность сунуть свою «отвергнутую этим жестоким миром, но, безусловно, гениальную» рукопись в руки одному из самых известных издателей Украины. И как знать, как знать…

P.S.

И тыды-дыды 

Семинар посетила Катя Потапенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *