«Повеселимся-Повесимся»: Joy Division в Диком театре. Мнение

The past is now part of my future,
The present is well out of hand.

*Прошлое стало частью моего будущего,
а настоящее совершенно неуправляемо

Joy Division «Heart and Soul»

Перед тем, как пойти на этот спектакль-концерт (не мюзикл, а именно спектакль-концерт), подумайте что именно вы хотите получить в итоге. Будь вы поклонник Joy Division, любитель театрального искусства, меломан или просто в поисках новых впечатлений. То, что происходит на сцене соответствует названию «Дикий театр», хотя провокационные вопросы не на столько ощутимы как в «Гей — параде».

Даша Сухоставец. Мнение непосвященного

Пьеса похожа на черно-серые пазлы, когда для того, чтобы подобрать правильные кусочки нужно постараться. Хотя история и простая: он — рок-музыкант, восходящая звезда. Он женат, он влюблен, он — эпилептик, он — гений. Конец логичен и предрешен от самого начала.

Декорации: Индустриальный район Манчестера. Трубы, которые одновременно и звук, и коммуникация, и препятствия для персонажей. Герои то кричат сквозь них, то лежат сверху, а порою даже спотыкаются. Старый диван, гладильная доска, сушка белья. Качели на сцене — маятник жизни, или отсчет времени. Просто, но репрезентативно. Но есть и минусы в декорациях: если сидеть в зале Сцены 6 справа, то половину обзора закроет та самая сушка белья. С верхних рядов из-за труб не всегда видно героев событий. А от качелей даже иногда укачивает.

Персонажи: Валентин Бойко, ака Иен Кертис, играет депрессивного мечтателя, терзаемого собственными чувствами и мыслями. Поет он действительно похоже, но вот странные танцы Кертиса не повторяет, хотя о них много говорят.

Валентин Бойко, ака Иен Кертис; Алексей Титаренко, он же Тони Вилсон

Алексей Титаренко, он же Тони Вилсон, он же доктор, мне показался таким себе персонажем-Мефистофелем, Лордом Генри из «Портрета Дориан Грея». Он соблазняет, заманивает в ловушку, действует в собственных интересах и наблюдает.

Ксения Онищенко в роли Деборы Кертис — самый несчастный персонаж. Она глубоко печальна с самого начала. Она растеряна и истерична, и у нее есть на то причины. Ей сочувствуешь, но не совсем понимаешь почему так, ведь история их отношений с Иеном Кертисом остается «за кадром».

Ксения Онищенко в роли Деборы Кертис

Мэрлин Монро (Инна Ковалёва) — основная загадка сценария. Она — любовь, она — печаль. «Та, что рядом с тобой, когда ты видишь ее (жену — ред.), или ее (Аник — ред.)», — так она сама объясняет Кертису свое присутствие в постановке. Она же пересказывает воспоминания жены о последних днях лидера группы. Зачем она в постановке я до конца не поняла.

Все остальные герои как-то смазываются, расплываются на общем фоне.

Сложности начинаются, когда пытаешься разобраться с символами и основным посылом. Мне показалось, что чуть ли не все персонажи — это семь грехов. Мэрлин — похоть, Дебора — уныние, Тони — жадность и так далее. А Ян Кертис — тот самый человек, которому в той или иной мере свойственны все грехи.  Кроме, разве что, гордыни.

Музыка: Пожалуй, это лучшая часть спектакля. Интересно, какой была логика подбора песен. Все они довольно популярны, в канву сюжета ложатся. Например, на вопрос к Иену: «Расскажи мне о своем мире», он поет These Days.

Что увидела: Это другая сторона романтизированной эпохи. Рокенрольная жизнь с изнанки, хотя секса и наркотиков не было, но было много алкоголя и депрессивной философии. Был ли Иен Кертис? — Думаю, мы увидели лишь одну сторону этого гения, но точно не разобрались почему же он все-таки решил покончить с собой. А ведь «свет — это яд для души».

Алиса Семенова. Взгляд поклонника группы

Трудно угодить человеку, который в отрочестве хотел себе плащ с надписью «HATE». Ну и если быть до конца честной, до сих пор задумывается о татуировке с обложкой альбома «Unknown pleasures». Правда, интерес к  Joy Division и Иену никогда не был ни подростковой влюбленностью, ни слепым преклонением. Я скорее понимаю его, ведь мрачная музыка Joy Division всегда была мне близка.

Декорации: Настрой на просмотр спектакль появляется сразу, как попадаешь в не до конца отремонтированный Довженко-центр.  Сцена — что-то среднее между репетиционной базой «Дэвитсон» ( большое складское помещение, в котором репетировали Joy Division)  и  многочисленными меленькими клубами индустриального Манчестера, где любила бывать бунтарская молодёжь. Тут конечно авторы постановки попали в точку. Сценография очень детализирована, бывалый фанат творчества группы найдет множество отсылок.

Персонажи: Я бы не стала останавливаться на всех персонажах постановки поскольку их основная цель -подчеркнуть какие-то определенные моменты из жизни протагониста. Они не прописаны детально, это и не удивительно. Сложно вместить все в формат 1,5 часового выступления. Взаимодействия между героями в пьесе практически нет. Они все выступают как фон, возможно, в этом и есть основная задумка.

С одной стороны, Валентин Бойко показал характер Кертиса, даже пытался изобразить двойственность натуры. И тем не менее, герой получился добряком, общительным парнем, хотя в актере и не было той интеллигентности, о которой часто говорили современники музыканта. Больше времени уделялось Иену — рок-звезде, нежели Иену, каким он был в повседневной жизни.

«Джон Сноу на басухе» Музыканты: Денис Скуратовский, Денис Швец, Валентин Бойко

Помимо музыкальной деятельности, он был и социальным работником — помогал людям находить работу, что так же повлияло и на характер, и на творчество. Эта сторона жизни была нам показана вскользь.

Он отличался от своих коллег по коллективу и тем, что достаточно рано женился на своей школьной подруге. Остальные же  говорили, что брак — это лишний социальный конструкт (хотя со временем все остепенились).

С другой стороны, по поведению актера на сцене можно поверить, что тот интеллигентный Иен мог превратиться в агрессивного хулигана, выбивать двери в гримерку другой группы и говорить, что вместо них выступит Joy Division.

Музыка: Бойко и бенд на сцене убедительно исполняют песни. У меня даже появилось впечатление, что голос главного актера обработали на компьютере для большей схожести. Выбор большинства песен оправдан и понятен мне, как поклоннику творчества. Кроме, конечно, композиции «She lost control again». По воспоминаниям других музыкантов группы, эту песню Иен написал переживая глубокое потрясение после смерти одной из своих подопечных. Девушка очень импонировала ему, как человек, он искренне пытался помочь найти ей работу и был встревожен, когда та не пришла на следующую встречу.

Символизм в постановке: Как вы понимаете фразу: «Я пою для мертвых»? Очень важно, что эта часть интервью была включена в постановку. Я уверена, что Иен Кертис не говорил буквально. Мертвые — это его поколение. Люди, которые выросли среди бетонных джунглей, часто перспективой для них была тяжелая работа на заводах. С одной стороны, многие из них вырывались из этой ситуации, но продолжали жить в бедности. Проблема — неуверенность в будущем, ты все время в подвешенном состоянии.

Теперь разберемся с неонацизмом. Во время пьесы герои, выбрав название группы, маршировали и кричали «В линию!». Это отсылка к песне: “They walked in line” («Они Идут по Линии»)*. Что, конечно дает нам понимание того, была ли Joy Division нацистской группой или нет. Я думаю, что нет. И как мне показалось, авторы пьесы тоже.

*All dressed in uniforms so fine,
They drank and killed to pass the time,
Wearing the shame of all their crimes,
With measured steps, they walked in line.
They carried pictures of their wives,
And numbered tags to prove their lives,

Full of a glory never seen,
They made it through the whole machine,
To never question anymore,
Hypnotic trance, they never saw.

Им так к лицу униформа,
Они пили и убивали, чтобы провести время.
Одетые в стыд всех своих преступлений,
Они идут уверенными шагами в линию.
Они несут фотографии своих жен,
И множество нашивок, чтобы оправдать свою ложь.

Переполнены невиданной славой
И сделав из этого всего машину,
Никогда не сомневаясь,
Они не видели гипнотического транса.

Данная постановка —  один из взглядов на историю жизни и смерти Иена Кертиса. Как и всегда, мы наблюдали и за публикой, пришедшей на спектакль. Являлись ли они фанатами группы, или просто надели футболки с лого, отдавая дань моде, но многие аплодировали стоя.

Возможно, поход в театр заставит многих посмотреть на Joy Division не как на модный тренд, но вызовет интерес к  уникальному музыкальному и культурологическому явлению, которое сформировало новое направление в искусстве —  готик-рок.

Фото: Алиса Семенова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *