11 фильмов Docudays-2018 от таинственного инсайдера

Что такое равенство? В чем оно проявляется? Нарушаются ли права человека, если он сам в итоге принимает свое положение? На эти и множество других вопросов нам ответят фильмы фестиваля Docudays. Основной локацией в этом году впервые стал кинотеатр «Жовтень».  Это первый год, когда в программе нет конкурса короткого метра, потому что очень много хороших украинских полнометражных картин. Потому предлагаем свой список must-see фильмов от нашего инсайдера на фестивале. 

Аноним

Документалистика для меня делится на две части: первая показывает режиссерский взгляд, а вторая — документирует. Оскароностные фильмы — это в основном фильмы-события: «Эмми», про Эмми Уйнтхаус, потому что в тот год она умерла, в этом году «Икар» — фильм из-за скандала. С точки зрения документалистики авторского взгляда — это детектив, но языка кино там нет, хотя фильм и интересный.

Тема фестиваля, как мы знаем, равенство. И сначала было впечатление, что он начинает скатываться в исключительно правозащитную историю, и от этого теряется качество самих фильмов. Есть те, которые созданы просто ради темы. Например, «Гвендолин» (Австрия, реж. Рут Казерер) о бабуле, которая после серьезной болезни начала заниматься тяжелой атлетикой и лет в 70 или 80 подняла рекордный для своего возраста вес. Конечно, это трогательная история, но она кажется холодной. Или фильм-открытие «Женщина в плену» (Венгрия, Бернадетт Туза-Риттер).

Фильм закрытия должен быть очень интересным — «Документы эпохи» (УССР, реж. Леонид Могилевский, Я. Габович). Это один из самых известных монтажных фильмов, созданный на основе хроники 1917–1922 годов. Плюс, показ фильма будет перфоменсом. И это событие для журналистов, фильм на закрытии увидят только избранные.

Конкурсная программа

Фильм для Карлоса

Россия, реж. Ренато Боррайо Серрано

Единственный российский фильм в программе. Он о русском шовинизме. В семье россиянки и  документалиста родом из Гватемалы, который живет и работает в России, рождается ребенок. Приезжают родители девушки — типичные русские шовинисты. С ними связано множество шуток, хотя по сути ведут они себя отвратительно. Классические представители «русского мира». Классный фильм, 30 минут, смешной. Очень стоит посмотреть.

Прозрачный мир

Грузия, реж. Вахтанг Кунцев-Габашвили

Не скажу, что фильм очень крутой, но он приятный и ты будто бы рефлексируешь. История о семье в Грузии. Отец — оператор, его сын — отличается от сверстников (ты замечаешь, что что-то не так, но акцент не на этом).  Он помогает отцу в работе. И вот, они вместе решили снять документальное кино о своем знакомом математике, и начинает происходить настоящая грузинская «Санта-Барбара». Очень милый, добрый и приятный фильм.

Чжены

Венгрия, реж. Именг Чжанг

Столкновение двух культур: муж-китаец и жена-венгерка. Китаец в Венгрии — домашний диктатор, который заставляет ходить детей на кучу кружков и секций. А дети просто хотят быть детьми.

Внеконкурсная программа

Дельта

Украина, реж. Александр Течинский

Пожалуй, самый ожидаемый фильм фестиваля. Картина получила премию Лейпцигского кинофестиваля DOKLepzig (это одна из самых крутых премий мира). История о жизни в городке Вилково на Дунае (граничит с Румынией). Простая история об обычной жизни рыбаков. С интересным режиссерским взглядом.

Ex Libris: Нью-Йоркская публичная библиотека

США, реж. Фредерик Вайзмен 

Премированный фильм фестиваля. Это кино принадлежит к правозащитной секции, но для обычного зрителя, конечно, жесть. Длится фильм 3 часа 20 минут. Это детальный разговор с перебивками для отдыха мозгов. Рассказывается о Нью-Йоркской библиотеке, как она не остается в прошлом. Это место, где люди получают новые знания. В Нью-Йорке около 70 % людей не подключены к интернету, и библиотека — это их точка доступа. Библиотеки развиваются: они выбивают финансирование у государства и фондов, проводят лекции, даже вечера танцев, обучают пожилых людей работать на компьютере. Интересный очень фильм, но тяжелый для восприятия зрителя. Стоит посетить презентацию режиссера 25 марта (24 марта показ фильма).

Последний человек в Алеппо

Дания, Сирия, реж. Ферас Файяд

Это очень крутой и нашумевший фильм. И он стоит того: просто будоражит. Это тот случай, когда фильм-событие стал еще и авторским взглядом. Фильм, на который обязательно стоит взять билет. Он демонстрирует факты. Это история о «белых касках», которые помогали разбирать завалы, и сюжеты связанные с этим. К примеру, есть очень красивые кадры: рассветный солнечный свет, как будто с окна, но отлетает дрон, а окна нет — только вываленная стена. И в комнате стоит аквариум с рыбками, рядом спит человек. Вот это и есть язык кино — они как в аквариумах сидят в этих разрушенных домах-коробках.

«Белый мир» глазами Далиборека

Чехия, Словакия, Великобритания, реж. Вит Клусак

Для меня — это один из топовых фильмов фестиваля. Картина, которая существует на грани документалистики и игрового кино. С отличным юмором и картинкой. Ты до конца не веришь герою, и не понимаешь: игра это или правда. Всех секретов раскрывать не буду: это фильм про неонациста в Чехии, который никогда не выезжал за пределы своего города и всю информацию получал из интернета. Такой вот маменькин нацист: мужчина под сорок живет с мамой, обвешивает стены флагами и плакатами с немецкими крестами, ненавидит свою работу, геев, евреев, беженцев и далее по списку.

Взрослые

Чили, реж. Майте Альберди

Очень хороший фильм, который мне лично было сложно по началу смотреть из-за собственных предрассудков. Этот фильм больше всего соответствует названию фестиваля. История о тех, кто учится в школе для людей с синдромом Дауна. Первое время даже не понимаешь, что они находятся в школе: у них есть кухня, где они что-то вместе готовят. В сюжете есть история любви двух учеников. Они открывают друг другу свои чувства и хотят пожениться, но для них это невозможно. По закону им запрещено жениться без разрешения родителей, они хотят заняться сексом, но не могут. Или же герой хочет купить кольцо, а у него не хватает денег, а он этого не понимает, но не расстраивается, не нервничает. Они такие классные: ты смотришь на них и понимаешь, что нету вообще никакой разницы между людьми. В итоге даже ловишь себя на мысли, что смотришь обычный фильм. Ведь в документальном кино человек в кадре и камера как-то взаимодействуют, а тут для героев камеры будто и не существует. Кажется, что этот фильм снят по очень милому и романтичному сценарию.

Сакральное

США, Ботсвана, Канада, Китай, Египет, Эфиопия, Франция, Гаити, Индия, Израиль, Япония, Кения, Ливан, Мадагаскар, Мьянма, Непал, Нидерланды, Пакистан, Перу, Филиппины, Польща, Росия, Саудовская Аравия, Сьерра-Леоне, Испания, Украина, реж. Томас Леннон

Более 40 съемочных команд знакомятся с мировыми религиозными практиками. Колоссальная работа. Выходит, что все религии об одном и том же. Мы говорим об одном и том же на разных языках. Фильм супер-полезный: за полтора часа мы узнаем что-то новое о множестве разных стран.

Почти небеса

Великобритания, реж. Керол Солтер

Есть жуткие фильмы. Кажется, что если снять просто то, что происходит в некоторых странах, то выйдет нечто страшное. Этот фильм о подростках в Китае, которым негде подрабатывать. И многие соглашаются на работу, например, в похоронном бюро. Девушка готовиться стать сотрудником такого бюро, и на фоне этого развивается подростковая история любви.

Самый впечатляющий фильм из всех

Хватай и беги

Испания, Германия, реж. Розер Корелла

Этот фильм из конкурсной программы о национальном обычае кражи невест. В современном Кыргызстане до сих пор не отошли от этой традиции. Это не выглядит так мило и забавно, как в фильме «Кавказская пленница». Показывают, как посредством разных обычаев девушек заставляют остаться. Несколько историй об обычае, который запрещен законом, но с которым все мирятся, в том числе и полиция. И самое ужасное и отвратительное в этом всем, что девушки в итоге смиряются со своим положением. Изначально видно, как им это не нравится, но в итоге каждая приходит к одному и тому же.

Текст подготовила Даша Сухоставец

Фото: кадры из фильмов программы 

 

 

 

 

Один комментарий к записи «11 фильмов Docudays-2018 от таинственного инсайдера»

  1. Пингбэк: Концерт DZ’OB: Все не то, чем кажется | CEDRA

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *