Про кураторство: Анна Герус

В последние дни весны, вдохновившись книгой Ханса Ульриха Обриста, мы начинаем новый спец-проект. Кураторы, организаторы-менеджеры проектов будут делиться с нами своим опытом, вдохновением и идеями.

Мы встретились в солнечный, но ветреный весенний день. Наконец-то верилось, что снег в этом году больше не выпадет. Хотя, погода была еще обманчивой, а Анна — немного простуженной. Анна Герус – талантливейшая балерина, куратор и создательница Ukrainian Dance Theatre, согласилась рассказать нам о своем пути.

«Зачем ограничивать себя, если в разных стилях танца открываются новые ресурсы? Раньше в академических театрах считали, что современный танец предназначен для неспособных танцовщиков. Это искаженное восприятие, к счастью, сейчас встречается все реже».

«Техника не обсуждается. Профессионал обязан ею владеть. Но талант – это нечто большее, ведь искусство прежде всего говорит о глубине воздействия, об эмоциях».

«Настоящий классический балет не сдает своих позиций перед современным танцем. Важно качество: шикарные артисты с хорошей школой. Именно они дают классике непоколебимое право существовать и заявлять о себе».

«Есть импровизация, когда артист может полностью выражать свое “Я”, а есть хореография, где должны проявляться язык и стиль хореографа».

О пути к балету

В детстве мне нравились гимнастика и фигурное катание. До второго я не добралась, но гимнастикой занималась с 6 до 7 лет. Однажды во время тренировки я уронила на голову булаву, и очень расстроилась. Подошла к тренеру и сказала, что больше не хочу заниматься гимнастикой. Быстро и категорично приняла решение и ушла. Конечно, художественная гимнастика дала хорошую физическую подготовку.

Честно, не помню, чтобы я просила маму отдать меня на балет. Мы вышли из дома, как я думала, на прогулку, а мама привела меня в оперный театр (в Днепре), где был просмотр в хореографическую школу при театре. В балете я проявила упорство. Работать официально, по трудовой книжке, в театре я начала с 14 лет. И в 21 карьеру классической балерины уже закончила. 

О пути к современному танцу

В Днепропетровский оперный приехал Олег Николаев – балетмейстер, артист балета, засл. артист Украины. Он ушел из классического балета и посвятил себя современному танцу. До этого я о нем только слышала, он был легендой. В Днепре, вдохновившись примером Иржи Киллиана, он собрал артистов, которые уже вышли на пенсию, но еще очень многое могут показать и сказать зрителю. Вместе они создали труппу «Ветеранов балета» и сделали ряд современных постановок. Мне тогда было около 14 лет, я очень вдохновилась этими проектами, и они оказали сильное влияние на мое отношение и понимание танца. Хотя, о том, чтобы поучаствовать, даже не мечтала.

И тут «Ветераны балета» решили поставить новый спектакль. По сюжету им нужна была девочка, и педагоги посоветовали меня. Для меня эта работа стала знаковой, я увидела и почувствовала, насколько другим может быть танец. Плюс, я получила возможность работать в одних спектаклях с именитыми артистами и своими педагогами, будучи еще ученицей. Невероятный опыт, укоренивший во мне веру в современный танец и современный балет.

О том, что делать, если не бaлет

Когда я хотела уходить из балета, подумывала вообще завязать с танцами. Балет – непростое дело, если ты не получаешь от него удовольствия, не стоит и заниматься. Интерес пропадает еще, когда достигаешь определенного этапа, и все превращается в рутину. Времени на работу тратишь по-прежнему безумно много и не понимаешь – а что же дальше? Но так случилось, что я приехала в Киев, увидела Kiev Modern Ballet, и он меня невероятно вдохновил и дал вторую длинную жизнь в профессии, но уже как современной танцовщице.

Если не танец, то, помимо этого, я — дипломированный визажист-стилист. Активно практиковала, когда восстанавливалась после травмы колена. Но все же танец победил, и я вернулась в театр. Тогда в первом акте на спектакле у меня случилась травма — разрыв связок и мениска. Дотанцевала спектакль полностью, два акта. Потом полгода ходила в металлическом наколеннике, как Робокоп, работала визажистом. Успела стать лауреатом международного конкурса, поработать на телевидении и съемках. Теперь школа, в которой я обучалась, — в партнерах у Ukrainian Dance Theatre.

Об идее создания театра

В Kyiv Modern Ballet мне довольно скоро стало чего-то не хватать. Я ездила в Европу, проходила стажировки, участвовала в гала-концертах, а дома очень быстро начинала задыхаться. Казалось, что жизнь замедляется, а потенциал, который есть, никак не реализуется. К решению создания своего театра меня медленно вела жизнь года два. Делясь абстрактной идеей и вопросами, волновавшими меня саму с разными людьми, находила отклик и понимала, что подобный проект актуален, и нужен не только мне одной. В конце концов, мне стало интересно проверить, а на сколько же это невозможно?

О путях к постановкам/спектаклям

«Вариации жизни» — мой первый одноактный балет, был поставлен для Kyiv Modern Ballet, а сейчас он в репертуаре Ukrainian Dance Theatre. До него мною было создано довольно много малых форм. Ставить миниатюры начала еще во время учебы в Днепре. Был момент, когда я решила, что больше никогда не буду заниматься постановками, и сконцентрировалась на исполнительском искусстве. Был большой перерыв, и я вернулась к постановкам только лет через 6.
В марте состоялась премьера одноактного современного балета «Автор». Он стал первым проектом UDT.

Для постановщика важна честность перед самим собой, открытость. Например, Украинский театр танца – это не авторский театр, сейчас мы готовим постановки разных хореографов, и мне очень нравится наблюдать за своим восприятием чужих работ. Я не пытаюсь контролировать, давить и навязывать свое мнение, и мне приятно осознавать, что у меня нет в этом необходимости. Я выступаю в роли продюсера, куратора, художественного руководителя. Для меня это экзамен на личностную зрелость.

Мы создаем проекты, которые входят в репертуар театра UDT. Широкая аудитория может больше узнать о разнообразии современного танца и полюбить его грани. Со многими артистами я уже работала раньше, некоторых пригласила, а кто-то попал в проект через открытый кастинг. Для участия в каждой новой постановке даже артисты из сложившейся команды проходят кастинг. Хореограф имеет право отобрать тех артистов, которые по его мнению наиболее подходят для его задач. Но конечно, артисту тоже должна быть интересна работа с хореографом. Можно сказать, они выбирают друг друга.

Работа над одним одноактным спектаклем занимает около двух месяцев: с момента, когда артисты и хореограф впервые заходят в репетиционный зал и до премьеры. А если говорить о концепции постановки, она может сформироваться как за пару недель, так и за год, а то и больше

Об иностранном примере

Мне очень нравится концепция Nederlands Dans Theater, где я стажировалась. Их репертуарная политика, подход к подготовке танцовщиков очень гармоничны. Там работают и с классическими и с современными техниками. С элементами, которые привносят новые хореографы. Внутри компании проводят кастинги на каждый новый проект.

В Nederlands Dans Theater учат уважать стиль и язык хореографа. У нас артисты часто меняют смысловую нагрузку и хореографический язык по своему усмотрению, но там следят, чтобы требования хореографа соблюдались. Танцовщиков учат проявлять себя в достаточно жестких на первый взгляд рамках.

О постановках до конца сезона

Недавно состоялась премьера проекта «Эпизоды», над которым работали 3 хореографа, в том числе и я. Каждый затронул разные темы, показал разные техники, пластику и взгляд на мир.  Я выполнила работу в пальцевой технике в стиле современной неоклассики. Исполнителями стали замечательные артисты, солисты национальной оперы украины — Ирина Борисова и Андрей Гавришкив. Хореографы Владислав Детюченко, и Ирина Плотникова – раскрывали аудитории грани такого емкого стиля как contemporary.

Совсем скоро, 30 мая, вновь премьера от Ukrainian Dance Theatre. Спектакль «Спасение Архонта» в стиле пластического театра. Ее автор – хореограф и перформер Елена Вертегел. Она создает 30-минутную постановку, в которой задействует 7 исполнителей. «Спасение Архонта» — это синтез contemporary и physical, где также будут актерская игра, аудиовизуальный ряд и диалог со зрителем. Хочется обратить внимание на уникальность этого проекта. Музыку специально для спектакля написала композитор Марта Галаджун. Костюмы создала дизайнер Карина Гаевая. Видеопроекция — Георгий Потопальский. Этим проектом мы хотим создать многоуровневое интерактивное действо во главе с танцем. Также в этот вечер будет показан уже полюбившийся многим одноактный балет «Вариации Жизни».
29го июня состоится закрытие первого, невероятно плодотворного и насыщенного сезона UDT.  На закрытии будут показаны «Спасение Архонта» и «Эпизоды».

О том, когда постановка становится классикой

Я думаю, что это происходит тогда, когда спектакль становится образцом. Когда из него вычленяется какая-то определенная техника, или принцип создания движения, режиссуры, и когда другие хореографы начинают стремиться  ее перенять и развивать.

Беседовали Даша Сухоставец и Катя Потапенко

Фото: Merien Morey

Один комментарий к записи «Про кураторство: Анна Герус»

  1. Пингбэк: Новий сезон: Ukrainian Dance Theatre — UDT | CEDRA

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *