Приключения в музеях: Подборка художественной литературы

Катя Потапенко

Кому-то может показаться, что музей и приключения – слова, которые не должны стоять в одном предложении. Ох, как этот кто-то ошибается! Получите ответочку от Индианы Джонса и редакции Цедры. Мы представляем вашему вниманию подборку книг, где в качестве одного из главных персонажей выступает не кто-нибудь, а самый настоящий музей. Мы уже готовили подобный гид, но это путешествие будет более «полным»

 

 

Национальный музей естественной истории, Париж (Muséum national d’histoire naturelle, 1793)

Весь тот незримый свет, Энтони Дорр (All the Light We Cannot See, 2014)

Одна из центральных сюжетных линий романа начинается (и заканчивается) в Париже, где проживает шестилетняя слепая девочка Мари, чей отец работает в естествоведческом музее (нет, не экскурсоводом, не научным сотрудником и не охранником) слесарем по замкам. Вот такие вот оригинальные решения Энтони Дорра в какой-то мере оправдывают очередную эксплуатацию темы Второй мировой. И пусть этот роман стал (конечно же) бестселлером и получил Пулитцера в 2015-ом, все же редакция посмеет себе вольность и скажет, что главным его достоинством является как раз упоминание музея. Ведь со времени публикации некоторые читающие американские туристы, будучи в Париже, делают крюк и кроме Эйфелевой башни и круассанов знакомятся и с этим очаровательным местом.

На сегодня, основанный еще до Французской революции, музей естествознания в Париже является одним из самых объемных по общей территории и количеству сотрудников – их там 1850 (500 из которых научные работники). Но, при этом, до своего соседа, Лувра, ему все еще далеко, с ежегодным количеством посетителей около двух миллионов.

Метрополитен-музей, Нью-Йорк (The Metropolitan Museum of Art, 1870)

Щегол, Донна Тарт (The Goldfinch, 2013)

Еще один роман лауреат Пулитцера. И снова редакции остается только гадать: за что? Роман пестрит неточностями (особенно эти неточности оценят именно украинские читатели!) и раздражает затянутостью. С другой стороны, отсылки к предметам искусства, и присутствие Метрополитена в найдлиннейшей (она занимает приблизительно пятую часть всей книги) сцене романа, безусловно выделяет его среди других американских бестселлеров, и не унижает достоинство читателя, держащего сей талмуд в руках в публичном месте.

По сюжету именно в Метрополитане (или по простому – Мете) происходит терракт, в результате которого, закручивается основная сюжетная линия, многие произведения повреждены, и многие украдены. Можно смело сказать, что главным героем романа Тарт является полотно (полотнишко) Карела Фабрициуса, под названием «Щегол». На самом деле картина находится в родной Маурицхёйс, королевской галерее в Гааге, Нидерланды.

Хотелось бы почитать роман и о гаагской галерее, но Метрополитен, четвертый по посещаемости музей мира (больше 6 миллионов посетителей в год) гораздо чаще других примеряет на себя роль художественного персонажа.

P.S. Между прочим, экранизация сего творения скоро-скоро на экранах, главную роль (не щегла!)  в нем сыграет примелькавшийся Энсел Эльгорт. 

Лувр, Париж (Musée du Louvre, 1792)

 

Код да Винчи, Ден Браун (The Da Vinci Code, 2003)

Вот только не надо делать вид, что вам было не интересно читать Дена Брауна. Не верю! Говорил классик, и говорит редакция Цедры. Можно обвинять Брауна во многом, но умеет, чертенок, закручивать сюжеты. А особенно благодарны ему Лувр и Флоренция, ведь по признанию флорентийского мера после выхода «Инферно», город (и так не обделенный вниманием туристов) стал настоящей Меккой для любителей тайн и Тома Хенкса.

Итак, Лувр. Фигурировал во множестве художественных произведений, что, конечно же, не дивно, ведь это официально самый посещаемый музей мира.

По сюжету (ну а вдруг вы не знаете?) в одном из центральнх залов Лувра происходит убивство. И не кого-нибудь, а куратора музея (кто бы мог подумать, что это такая опасная работа?). И не кем-нибудь, а бывшим зеком, а ныне религиозным фанатиком альбиносом Сайласом, и не просто из-за безумной любви к исскуству, а в качестве шага на пути ко священному Граалю.

P.S. Стоит отметить, что экранизация действительно снималась в Лувре, хотя и с ненастоящей Джокондой.

Лувр, Париж (Musée du Louvre, 1792)

Бельфегор, Артур Бернед (Belphegor, 1927)

Дада, и снова Лувр. Мы вас предупреждали! Так же как и «Код да Винчи», «Бельфегор» раскрывает нам Лувр с криминальной и мистической стороны. Сюжет детектива (дада, это классический детектив), завязан на таинственном призраке, терроризирующем Лувр. В процессе оказывается, что никакой это не призрак, а маскирующийся вор. Интеллектуал с актерским талантом, по видимому, ведь не так то и просто разыгрывать персонал уважаемого музея, так уверенно притворяясь леденящим кровь призраком.

Закулисная жизнь Лувра активно фигурирует в романе. Во множественных экранизациях, правда, история превратилась из детективной в мистическую, и кинематографисты решили породить настоящего призрака: маскирующиеся воры – для слабаков. Но не смотря на подобную вопиющую неточность, фильмы все таки точно так же акцентируют внимание именно на музейном помещении и коллекциях, которые он благосклонно содержит. Хранилища, подземные ходы, научные лаборатории. Отметим так же, что книга (как собственно и в 99% случаев) в разы превосходит все экранизации вместе взятые. То есть, редакция советует – почитать «Бельфегор» и посетить Лувр всенепременно.

Музей Невинности, Стамбул  (Masumiyet Müzesi, 2012)

Музей невинности, Орхан Памук  (The Museum of Innocence, 2008)

А что? Вы что скажете, что это не музей? А между прочим в 2014 он получил самую престижную премию в музейной сфере – европейскую премию «Музей года». Сплав книги и музея – кажется, они не могут существовать один без другого. Созданный Памуком в книге, спустя 4 года, в 2012 музей воплотился в жизнь. Это специализированный музей, посвященный персонажам книги, где хранятся вещи из коллекции Памука, которые он начал собирать еще в 90-х. Вещи презентуют высший класс Турции 70-х годов. Возможно тем, кто не читал роман и не знаком с историей любви Кемаля и Фюсун, и не покажется интересным концепт музея, но это тот случай, когда книга и ее персонажи каким-то образом воплотились в реальность. Кроме этого, музей расположен в историческом квартале Стамбула, посетить который, будучи в городе, без малого обязательно.

Итак, основатель и директор Музея невинности, нобелевский лауреат Орхан Памук, предлагает посетителям открыть историю Кемаля и Фюсун, а возможно даже увидеть в музее ее продолжение. Книга заканчивается именно тем, что главный герой решает превратить дом в музей вещей, связанных с его любовью к Фюсун, которых в реальности насчитывая около тысячи. Это не картинная галерея, и не музей естествознания. Это музей, рассказывающий историю, и соединяющей литературу с реальностью.

Американский музей естественной истории, Нью Йорк (American Museum of Natural History, 1869)

Ночь в музее, Милан Тренк (The Night at the Museum, 1993)

Одноименный фильм со Стиллером и Уилсоном, безусловно, знают многие. Но лишь единицы в курсе того, что он основан на новелле, а точнее, комиксе хорватского писателя и иллюстратора Милана Тренка. В оригинальной истории ночной смотритель Гектор в первую же ночь своей работы сталкивается с тем, что скелеты динозавров таинственно исчезают со своих мест в Ньюйоркском музее естественной истории. Он ищет их в соседнем легендарном Центральном парке, планетарии, и наконец раскрывает тайну: каждую ночь динозавры оживают и идут гулять по городу.

Зал ящеротазовых динозавров является визитной карточкой музея. Это безусловно рай для таксидермистов и детей. Музей может похвастаться самой большой палеонтологической коллекцией в мире, но как ни странно, большая ее часть скрыта от глаз любопытных посетителей. Стоит отметить, что не все скелеты, представленные посетителям, настоящие. Подумайте сами, как гигантский динозавр в первом зале может стоять без подпорок (а ведь он действительно без подпорок) – кости то тяжелеющие. Но быть в Нью-Йорке и не побывать в этом захватывающем внимание и воображение музее  — пойти против природы человека. А пока редакция Цедры копит на входные билеты, остается читать комикс Тренка.

Королевский музей Онтарио, Торонто (Royal Ontario Museum , 1857)

Жизнь до человека, Маргарет Этвуд (Life Before Man, 1979)

Канадская писательница Маргарет Этвуд известна нам прежде всего как автор нашумевшего «Рассказа служанки», и детективной истории «Она же Грейс». Но, одну из первых своих литературных премий Маргарет получила именно за роман — «Жизнь до человека». Место работы сразу троих из четырех главных героев этого произведения – совершенно сумасшедший музей Онтарио. Его восточный фасад, в стиле эдвардинского замка удивительно контрастирует со стеклянным многогранником главного входа, названым Кристал.

Основные сюжетные линии связаны с поиском своей идентичности, раскопками корней и динозавров, и конечно же, с поиском настоящей любви. Стоит отметить, что одна из главных героев имеет украинские корни, и активно исследует свою родословную. Торонто и музей в книге предельно детализированы, и, по заверению местных жителей, узнаются моментально. Ну что ж, нам остается поверить им на слово.

Кроме Этвуд, музей привлек внимание еще нескольких писателей – это основное место действия научно-фантастического, осыпанного премиями, романа «Высчитывая бога», Роберта Сойера, а также серии детских произведений Гордона Кормана.

Британский музей, Лондон (British Museum, 1753)

Золотой ребенок, Пенелопа Фитцджеральд (The Golden Child, 1977)

Первый роман Пенелопы Фицджеральд был написан по нескольким причинам. Во-первых, в Великобритании поднялась волна повышенного интереса к Тутанхамону (выставка «Короля Тута» в Британском музее была в 1972 году). Но вторая, романтическая и главная  причина, редакции нравится больше: история была написана, чтобы развлечь смертельно больного мужа Пенелопы, который скончался в 1976.

Этот сатирический роман не только посвящен выставке Тутанхамона – он высмеивает музейную политику, заскорузлость  академичность некоторых исследователей, и даже шпионаж времен холодной войны. Сама Пенелопа утверждала, что дважды посещала выставку, и оба раза была неприятно удивлена отношением музейных сотрудников. Художественная же версия событий концентрируется на пресловутом проклятии фараонов., и шпионских войнах, ведущихся британской и советской разведкой вокруг золота и драгоценностей, выставленных в экспозиции.

Второй по посещаемости музей мира хранит не одну тайну. Но самая обсуждаемая – почему британцы не отдают экспонаты, взятые ими «на хранение», «временно», «дабы обезопасить в военное время», а так же, нелегально вывезенные из экзотических стран. Греция, Китай, Нигерия, Египет, Таджикистан – и многие другие страны, поддерживаемые ЮНЕСКО, десятилетиями ведут переговоры с Британским музеем, но все тщетно.

Салливанский музей искусств, вымышленный (The Sullivan Museum of Art)

Быть архивариусом, Мэттью Фишер (To Be A Registrar, 2007)

Наконец затесался в нашем списке и вымышленный музей. Хотя скорее, его можно назвать сборным образом, так как автор проработал 16 лет в музейной сфере – и знает, о чем пишет. Итак, сюжет. Салливанский музей искусств  пребывает в полном хаосе, а Педро Сонадор, главный герой и менеджер коллекций, застрял в драме своей жизни. Он влюблен в свою коллегу и лучшую подругу Стейси, которая другому отдана (а.к.а обручена). Несчастный Педро просыпается от кошмаров, а в это время ценная картина украдена из архивов прямо из под его носа. Как будто этого мало, Педро с коллегами вынужден бороться с наводнениями, пожарами, ворами, и найти картину до открытия важной выставки.

Настоящая приключенческая художественная литература. Немного детектива, немного сарказма, немного настоящей любви, и простые и вызывающие симпатию персонажи, в которых каждый увидит сеья и своих близких. Что еще нужно для качественной отдыхательной книги? Ах, да! Музей. И он тут есть, пусть и не настоящий.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон (Isabella Stewart Gardner Museum, 1903)

Садовая кража: настоящая история крупнейшего ограбления в сфере искусства, Ульрих Бозер (The Garden Heist: The True Story of the World’s Largest Unsolved Art Theft, 2010)

В 1990 году в частной галерее Гарднер произошло одно из самых известных ограблений в мировой истории. Двое мужчин, переодетых полицейскими, ворвались в музей, обезвредив охранников, и украли тринадцать  драгоценных полотен – Мане, Дега, Рембрадта, Вермеера и других. 28 лет их искали и продолжают искать не только в Америке, а по всему миру. И до сих пор ни одно из исчезнувших полотен не было обнаружено. Нагло, быстро, и чисто. Стоимость украденных полотен по самым скромным меркам оценивается в 500 миллионов долларов. Сегодня в музее Гарднер на месте украденных шедевров можно увидеть пустые рамы, напоминающие о них.

Частная картинная галерея была создана миллионершей-меценаткой  Изабеллой Гарднер. Любимым городом коллекционерши была Венеция, поэтому музей учрежден в здании отдаленно напоминающем венецианский палаццо (в очень американском стиле). Тициан, Рембрандт, Серджент, Тернер, Мане – одна из лучших и известнейших коллекций на Американском континенте. Поэтому не удивительно, что именно ее выбрали воры-эстеты.

Читайте книги, ходите по музеям. А можно – и то, и другое вместе.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *