Спектакль-шоу “Антон и Наташа”. Мнение

“Если в начале пьесы на сцене стоит велосипед, то на нем обязательно кто-нибудь поедет”.

Артем Вусик, режиссер театра Прекрасные цветы.

Артем Вусик не просто так решает перефразировать Чехова в своем вступительном слове. Зрителю дают понять, что без классических приемов в “Антон и Наташа” обойтись не получится.

Только вот все эти приемы будут переиграны в пользу постмодерна.

А теперь, с начала.

Антон и Наташа. Невеселая история

Антон и Наташа молоды, очень любят друг друга и собираются вместе узнавать жизнь и искать ее смысл.

Но внезапно Наташа умирает. И смысл жизни для Антона становится еще более призрачным. Причем, буквально: Наташа время от времени появляется рядом с ним и другими персонажами в образе привидения.

Антон проходит стадии принятия утраты, встречает страх, тревогу, мудреца из харьковской квартиры, механика, актера, родителей, маленького себя.

Антон мечтательный и наивный. Он получает тонну информации, которую не готов принять и обработать.

На встрече Антона с детством его попытки обрести смысл обрываются.

Антон и Наташа. Игра театра с самим собой

Все описанное выше могло бы остаться ничем не примечательным, довольно тривиальным сюжетом. Но этого не случилось, потому что Прекрасные цветы, Нефть и Дикий театр создали качественную, красивую и безумно смешную “карикатуру” на театр.

Может, помните, “Хулиганский театр” (комик-труппа в Британии) поставили шоу “Спектакль, во время которого все пошло не так“? В “Антон и Наташа” используются похожие приемы.

Но есть одно значительное отличие. Здесь карикатура не выносится отдельным пластом, не становится центральной темой, – наоборот – она получает развитие, наслаивается и дополняет незаконченные смысловые предложения основной сюжетной линии.

Жизнь и размышления персонажей переплетаются или заменяют размышления актеров (актеров, которые играют актеров, офкорс).

Актер №1: Раздевайся

Актер №2: Полностью?

№1: Нет, ну до трусов просто.

№2: Ой, хочу сказать тебе спасибо, что не заставил меня раздеться полностью, как прописано в сценарии.

№1: Что за бред ты несешь? У нас же все по сценарию. В сценарии прописано, что ты благодаришь меня за то, что я не заставил тебя раздеться полностью, как прописано в сценарии!

№2: Ты что, хочешь сказать, что все, что мы сейчас делаем прописано в сценарии?! То есть я могу сейчас блевануть на сцене – и это будет в сценарии?!


Антон и Наташа. В поисках смысла жизни

Тема поиска смысла жизни настолько избитая, что вынудить из нее что-то новое и действительно стоящее кажется практически невозможным.

Секрет успеха “Антон и Наташа” в том, что здесь нет надуманности. С нами честны организаторы, актеры и персонажи.

Кто-то полностью отрицает смысл жизнь. Кто-то не желает даже говорить на такую тему. Кто-то не слышит вопрос. А зрителям предлагают проголосовать за самый приемлемый для них вариант смысла жизни, намекая на то, что существует лишь тот смысл, которому мы отдаем предпочтение в данный отрезок времени.

Антон и Наташа. Шоу

Да, это спектакль-шоу. Танцы, песни, общение со зрителями, ол инклюзив. Только не пугайтесь. Все остается в рамках театральности, никакой фамильярности и заигрывания с публикой.

На сцене “Антон и Наташа” режиссер становится актером, оставаясь при этом режиссером. И каждая интеракция актера со зрителем превращает зрителя в участника спектакля.

P.S. Вас не будут выводить на сцену и задавать неожиданные вопросы, не переживайте.

Антон и Наташа. Мастер-класс для актеров

Один из актеров – солист Оркестра Че. Второй – участник музыкальной группы Urbanistan. Третий – главный режиссер в  Харьковском академическом театре оперы и балета, а четвертый – преподаватель в школе актерского мастерства.

Но все эти “титулы” не играю никакой роли, потому что, в первую очередь, перед нами – настоящие актеры. Они прекрасно владеют сценой, поют, танцуют и перевоплощаются настолько мастерски, что в какой-то момент вы не можете быть уверены, что в спектакле задействовано всего четыре человека.

Все актеры – мужчины. Почему, подумаете вы, мужчина играет Наташу? Сексизм, возможно подумаете вы?

Конечно же нет. На сцене отсутствует буквальное разделение на мужской и женский пол. Наташа – не женщина, а Антон – не мужчина. Они просто люди, которые ищут свое предназначение, блуждая среди других людей.

P.S. Хотела удержаться от слишком личных признаний. Но Игорю Ключнику (Наташа, Призрак Наташи, Прерыватель трансляции, Нищий, Актер, Режиссер) отдельное и особенное браво.

Антон и Наташа. Постмодернизм

В самом начале режиссер представляет каждый компонент спектакля и как-будто запускает механизм, который через некоторое время дает сбой в работе и начинает жить своей жизнью.

Режиссер пытается вернуть все на свои места, экспериментирует, иногда включает диктатора, иногда заигрывает с актерами. Иногда очень хочет доказать всем значимость своей роли, а иногда просто отпускает все на самотек.

Предметы на сцене – куб, стулья, велосипед, экран с текстом, книга мудреца – не просто декорации, но тоже бунтующие участники спектакля.

В “Антон и Наташа” нет строго выведенной сюжетной линии, здесь постоянно трансформируются герои и предметы, здесь присутствует “игра в классику”.

Это интертекстуальный спектакль. Это спектакль-коллаж. Короче говоря, “Антон и Наташа” – это постмодерный спектакль.

И вот я так долго все это писала, чтобы сказать: постмодерн постмодерном, но спектакль нужно увидеть.

Второй раз “Антон и Наташа” покажут аж 19 июля. Но я бы на вашем месте не затягивала с билетами. Не я одна всем рассказываю, как же это было круто.

Все.




Текст: Мариами Губианури, фото: Дария Мазур

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *